«Остановить мгновение» правильно

«Остановить мгновение» правильно

Психологи (впрочем, кто теперь не психолог?) не устают говорить людям с фотокамерой: постоянно фотографировать — значит не жить в настоящем моменте… Есть ли в этом правда и что отвечать на подобные «наезды», ЭкспертТур отправился узнавать у Бориса Крупника — психолога и фотографа.

— Психология и фотография — особая тема. Примерно как фотография и туризм. У вас психологическое образование. Как это вообще вышло — перейти от психологии к фотографии?

— Да, диплом психолога у меня есть. Но на самом деле начинал я с фотографии. Когда мне было лет восемь, папа подарил мне фотоаппарат (дедушка и папа у меня фотографы). Для меня это была игрушка, как сейчас телефоны. Но тогда камера была только у единиц. Я научился чисто техническим моментам, а потом отложил фотоаппарат в сторону и лет 10, наверное, не снимал. Это мне пригодилось году в 2003-м, когда я работал маркетологом в полиграфической фирме. Нужна была фотография для обложки книги, а фотограф уволился. Мне это было нужно, я взял фотоаппарат и сделал. Книжка вышла с моими фотографиями, нового фотографа решили не нанимать, а мне стало на самом деле интересно.

Вы поздно начали, получается?

— В принципе, да. Где-то в 2005-м я понял, что фотография — это не только чисто технические навыки, как выставить ISО, выдержку, диафрагму. Это еще и умение увидеть кадр, строить какие-то художественные образы. То есть стал на это смотреть как на искусство и развиваться именно как фотограф, а не как владелец камеры.

Летом я поехал работать в детский лагерь — в 8 утра брал камеру в руки и откладывал ее в 10 вечера. Каждый день три месяца без выходных. Это был мощный опыт.

А когда, еще лет через пять, я осознал, что пару раз в неделю объясняю кому-то из друзей, как фотографировать, то подумал — а почему бы не написать курс на эту тему? Так появился мой первый мастер-класс по фотографии, который сейчас вырос в несколько курсов часов на 30.

Преподавание — отдельная профессия, которая требует профессионализма. Не просто рассказать и поделиться опытом — это творческая встреча. А если я хочу чему-то научить, нужно изучать методики, постоянно повышать свой культурный уровень именно в этой сфере. Кроме того, когда объясняешь кому-то, то сам понимаешь, наконец-то 🙂

— То есть психология пригодилась в преподавании. А есть ли связь между психологией и фотографией?

— Не задумывался, есть ли тут связи. Психология, наверное, научила меня не врать себе и оценивать фотографию с точки зрения зрителя — кому и чем этот снимок может быть интересен? Это один из пунктиков, по которому я свое портфолио считаю относительно приличным. Не потому что я каждый раз нажимаю на кнопочку — и получается классная фотография, а потому что у меня хватает силы удалить из портфолио фотографию, которая мне нравится, но я понимаю, что кроме меня она никому не интересна.

— Это очень даже связано с туризмом — вот привозит турист из поездки пару тысяч кадров и начинает проводить коллективные просмотры… С тех пор как фототехника стала доступнее, «безыдейных» фотографий стало больше?

— Я бы не сказал. Просто самих фотографий стало больше. Но это привело к тому, что «идейных» фотографий тоже стало больше, количество качественного контента увеличилось в огромной степени.

— А стоимость фотоаппарата играет роль или главное, чтобы человек просто «видел»?

— Чтобы человек «видел» — это, безусловно, главное. Но чтобы реализовать то, что он видит, особенно если говорить о репортаже, стрите и тревел-фото, имеет значение скорость, с которой фотограф сможет среагировать. Это зависит и от того, какой фотоаппарат, но качество снимка интересует зрителя в значительно меньшей степени, ведь это не рекламная бьюти-фотография.

— А как же навешиваемый на людей с фотоаппаратами ярлык насчет того, что они не умеют пребывать в настоящем моменте, а фиксируют его, откладывая переживание на потом?

— Насчет «не жить в настоящем» готов спорить, потому что, наверное, только фотография и боевые искусства требуют максимального пребывания в настоящем. Если в боевых искусствах ты в спарринге куда-то «улетел», то сразу получаешь в голову, а в фотографии, если ты «улетел» в воспоминания или в мечты, то просто пропускаешь кадр. В постановочной фотографии это еще не так критично, чего не скажешь о репортаже. Как только ты задумался о чем-то постороннем, начинается нажатие на кнопочку «вдруг попаду» — и появляется тысяча ненужных фотографий. А ведь событие не повторить, и если репортаж важный, нужно четко следить за тем, что происходит, и никуда не «улетать». То есть фотография как раз помогает держать осознание максимально в настоящем.

Фотобеседки ЭкспертТура
Один совет и три секрета чернобыльского фотографа
Человек без фотоаппарата
Только плёнка. И «базаро-вокзалы»

— Можете рассказать чуть подробнее о жанрах — в чем отличие тревел-фотографии?

— Она находится посередине между репортажем и стрит-фотографией. Наверное, основная задача тревел-фотографии — показать колорит и особенности того места, где мы побывали. То есть из репортажа здесь — просто показать особенности, а из стрита — показать красиво. Хотя есть агентство репортажной фотографии Magnum Photos, которое задало новый стандарт в том, чтобы и репортажная фотография была красивой. Но там все-таки основную ценность имеет контекст.

И кстати, если говорить об искусстве, существует такая штука, как контекстная ценность. Есть выставка World Press Photo, ее периодически привозят в Киев, это в основном репортажная фотография. Когда я первый раз попал на нее, то думал: «Но как же так, я же лучше снимаю». Потом понял, что это не про художественную ценность, а про контекстную. И туристические фотографии больше похожи на такие, что имеют контекстную ценность, а не художественную.

— Дайте, пожалуйста, пару самых простых советов, как не упустить хороший кадр, но чтобы и не зацикливаться в путешествии на фотографии.

— Если вопрос в том, как все-таки привезти меньше «мусора», то я вижу только один рецепт — «медитируйте» на пребывание в настоящем и перед нажатием на кнопку просто задавайте себе вопрос, кому и чем этот кадр может быть интересен. Волшебной палочки нет, и «на расслабоне» — оп! — начать снимать шедевры — я такого рецепта не знаю. Нужны усилия в голове.

Смотрите снимки хороших фотографов — очень важна такая штука, как насмотренность.

Путешествуйте, развивайтесь. Дословно не приведу цитату Анселя Адамса, но он сказал примерно следующее: все ваше воспитание, все ваше настроение, культура, то, чем вы живете, то, что вы видите, влияет на вашу фотографию.

И если говорить о «философии», мне интересна та фотография, с помощью которой можно рассказать какую-то историю и заставить человека задуматься. Людям нравится, когда в фотографии есть история.

Источник

Автор: Елена Купалова
1.09.2020 (11:38)


Подпишитесь на новости

Чтобы всегда быть в курсе наших новостей
и обзоров - просто подпишитесь на нашу
рассылку новостей.