Только пленка. И «базаро-вокзалы»

Только пленка. И «базаро-вокзалы»

Наш автор, фотограф Давид Григорян, рассказал, почему он любит путешествовать, где ищет интересный кадр и почему снимает исключительно пленочной камерой.

— Как так получилось, что в нашу цифровую эпоху ты продолжаешь снимать на пленку?

— Все началось с того, что мне просто было интересно технически научиться снимать на пленку. Проверить, что ли, свои умственные способности — смогу ли я совместить все параметры и получить нормальный кадр, нормальное изображение. Мне казалось это очень странным и сложным, это был примерно 2004 год, уже появились и становились все более популярными цифровые фотокамеры.

Я не ставил себе цель стать фотографом, думал, что отсниму одну пленку и на этом закончу. Еще, я уже тогда катался на скейте, захотел друзей своих поснимать, трюки, и посмотреть, что получится. И первое время я не искал кадр, меня больше интересовала техническая сторона вопроса: выдержка, диафрагма и т.п. Все приходилось самому сопоставлять.

Моей первой камерой был «Зенит» годов 80-х. У меня получались пересвеченные фотографии, не в фокусе. Я снова и снова покупал пленку, чтобы добиться результата. А оказалось, что там просто был нерабочий объектив — постоянно открывалась крышка и пленка засвечивалась. И когда мне отремонтировали камеру, объектив, все встало на свои места. Я сразу очень обрадовался, что не такой уж я и глупый. Но камера все равно была ненадежная: царапалась пленка, заедал затвор, в общем, она меня постоянно подводила.

Потом мне друг подарил японскую камеру, и это был новый этап в моей «фотокарьере». Ее качество было значительно лучше, и она просто очень надежная, я знал, что она не подведет.

— Пробовал ли ты когда-то фотографировать цифровой камерой?

— Конечно, когда я устроился на работу в газету, я купил себе цифровую камеру, так было удобнее. Я проработал там примерно полгода, и когда ушел, продал ту камеру и с тех пор снимал считаные разы, когда заказчикам нужны были исключительно цифровые фотографии.

Заряжая ту или иную пленку, я начинаю сразу продумывать перед съемкой, какая будет уместнее, какой будет лучше объектив. А на «цифре» у тебя куча кадров, и ты потом сидишь, мучаешься, выбираешь. На пленку я снимаю 1-2 одинаковых кадра, 3-5 — это очень редко.

Часто специально снимаю один кадр, чтобы не выбирать и не мучиться.

— Где берешь фотоматериалы, проявляешь и печатаешь снимки?

— Черно-белые материалы я обычно проявляю сам, дома. И там же их печатаю. Цветную пленку я накапливаю и отправляю в Киев на проявку. Пленку покупаю через интернет, барахолки, или кто-то привозит по просьбе. Часто покупаю у случайных людей, которые хранят еще старую, советскую. Вот недавно договорился купить у одного человека пленку «Свема». Встречаемся с ним, я спрашиваю: «Откуда у вас эта пленка?» Он отвечает: «Я работаю в милиции, и в суде требуют пленочные фотографии в качестве доказательств».

Я сканирую пленку и очень редко дорабатываю кадры на компьютере. Ну, если надо убрать что-то лишнее из кадра. Могу лишь кадрировать. И сам печатаю. Печать фотографий в домашних условиях — это очень кропотливая и длительная процедура.

Когда относил в типографию, меньше об этом думал.

— Как ты думаешь, почему в эпоху «цифры» пленка продолжает жить?

— Да, есть такое дело. Сегодня «Фуджи», «Кодак», даже снимая с производства одну линию пленок, запускают или возрождают другую. Наверное, потому что есть спрос. В мире много профессионалов, которые снимают только на пленку. Также в последнее время это стало модным просто для любителей и новичков.

— В чем, на твой взгляд, плюсы пленки?

Думаю, нет однозначного ответа, все индивидуально. Мне кроме результата нравится сам процесс съемки на пленку.

Есть и другой большой плюс: если у вас полетел жесткий диск с фотографиями, очень часто они безвозвратно потеряны. У меня тоже такое было, по классике. Все кануло. Но у меня был архив пленок, я их заново отсканировал, и все ок. В этом тоже кайф.

Ну и процесс печати: мне нравится работать руками — увеличитель, пленка, бумага, ванночки, реактивы, красный свет. Такая себе ремесленная работа, от которой я кайфую.

— Фотография для тебя — это хобби или профессия?

— Фотография для меня сегодня — это и хобби, и работа. Я много трачу на это, но потом и зарабатываю. Продаю свои снимки, открытки, календари на выставках. Потом опять трачу на все это деньги… В общем, это уже образ жизни.

— Какой кадр ты считаешь удачным? И что вообще любишь снимать?

— Мне нравится снимать, когда герои что-то делают. Интересно, как они выглядят, какая эмоция. Привлекает какая-то редкость в жизни, которую я хочу перенести в кадр. Сейчас в основном это какие-то уличные сюжеты. Интересует эфемерный момент, который я вряд ли еще когда-либо встречу. Также привлекают какие-то цветовые эффекты.

Раньше у меня была такая дурацкая «тема» — мне нравился какой-то момент, но я думал: «Это не в моем стиле, я не буду это снимать». Сейчас мне уже не важно, в моем стиле — не в моем стиле, нравится — я снимаю.

Также в последнее время стараюсь снимать больше геометрии. Здесь уже можно не спешить, подбирать удобный ракурс. Одна из любимых тем — это «базар-вокзал». На одесских базарах меня уже многие знают, я дарю своим «героям» фотографии, одной продавщице даже фото в рамку вставил и подарил.

Сейчас есть примерная серия снимков базаро-вокзалов из разных городов, из разных стран, от Грузии до Италии. Может получиться из этого какая-та серия, выставка, книга…

— Ты любишь путешествовать и много снимаешь при этом.

— Все, что ты мог увидеть и дома, во время путешествия кажется круче. Поэтому действительно хочется снимать и снимать. Обычно в путешествие я беру с собой катушек 15-20. Как я уже говорил, потом легче выбирать. Но неудобно, что приходится для «пленки» брать по несколько камер, 2-3 объектива — в путешествии это лишний груз. У меня недавно была поездка в Грузию, и я сделал большую ошибку, взяв с собой целый рюкзак фотоаппаратуры.

— Принимал ли ты участие в выставках?

— Выставка — это кропотливая работа и не всегда благодарное мероприятие. Сложно все организовать, найти место, чтобы в тебе были заинтересованы. Я принимал участие в одесских выставках — они скорее для опыта, для друзей. В Украине это вообще такое увлечение, в которое надо вкладывать свои деньги, которые потом, возможно, удастся как-то отбить. А в Европе на фотографии можно зарабатывать. Например, в Германии у меня были выставки, и я там неплохо продавался.

Сейчас есть идея и материал для новой выставки. У меня собралась серия фотографий окон, оформленных в настоящие оконные рамы, которые я нашел в своей дворницкой, куда зашел отдать дворникам старую одежду и вещи…

Источник

Автор: Елена Купалова
7.02.2020 (01:28)

Подпишитесь на новости

Чтобы всегда быть в курсе наших новостей
и обзоров - просто подпишитесь на нашу
рассылку новостей.